Для большинства игроков истиной будет являться утверждение, что серия Grand Theft Auto по-настоящему началась с GTA III на PS2 в 2001 году. Конечно, было несколько игр и до нее, но именно этот блокбастер от Rockstar открыл нам глаза на новый мир действия и неограниченных пакостей. И в том же духе следующая часть, Vice City, несколько улучшила этот мир, а San Andreas поднял его на новый уровень несколько лет назад. Но сейчас техника достигла нового поколения, а ожидания от игры Grand Theft Auto IV были высоки настолько, что давно уже покинули атмосферу и в настоящее время находятся где-то в районе орбиты Юпитера. Сможет ли GTA IV действительно оправдать такие умопомрачительные ожидания? Сможет ли наше новое крутое железо действительно дать нам опыт одновременно свежий и революционный? У нас была уйма вопросов до того, как мы смогли погрузиться в эту давно и сильно ожидаемую игру, и после того, как мы прошлись по освеженному Либерти-сити, мы вышли совершенно удовлетворенными. Хотя нет… точнее сказать - ошеломленными.
Для начала мы бы хотели рассмотреть категорию, которая всегда получала самые низкие оценки в серии: графику. Из-за сумасшедшего объема местности в этих играх разработчики до сих пор всегда с трудом справлялись с задачей качественного внешнего вида, что явственно показали игры на консолях последнего поколения. Однако, как критики, так и игроки всегда прощали это игре, просто за то, что геймплей был настолько великолепен, что затмевал проблемы графики. И кроме того, мы не хотим сказать, что графика была плохой или даже средней: она была всего лишь хорошей, но не фантастичной. И хоть GTA IV вероятно, не является лучшей по графике игрой текущего поколения, усилия Rockstar, приложенные в этот раз, на грани ошеломительных. Потрясающая детализация уже сама по себе достаточна для того, чтобы гарантировать игре 9 из 10: средства передвижения могут повреждаться сотней различных способов, количество и естественность анимации великолепны, а общая реализация самого города – особенно погоды – придает игре невероятно реалистичный вид. Ночь реалистично темна, на восходе и закате солнце отбрасывает реалистичные тени на здания и улицы, а все вокруг выглядит осязаемо и реально.
Но честно говоря, мало что еще заставит вашу челюсть отпасть. Ролики не являются пререндеренной компьютерной анимацией с блестящей графикой и сверхчистыми линиями, но зато они насыщены человеческими чувствами, какие мы редко видим в играх. Непривлекательное, но впечатляющее чрево преступности проявляет себя постоянно, а Либерти-сити оживляется объектами «точно как в жизни», как живыми, так и неодушевленными. Конечно, не все усыпано розами. Тут и там есть небольшие накладки, особенно когда доходит до разрешения столкновений и определения видимости, но эти проблемы были в серии с самого первого дня. Мы также обнаружили, что ночь слишком уж темна, так что мы были вынуждены увеличить яркость своего телевизора, что немного напрягает. И, несмотря на то, что это – игра высокого разрешения, GTA IV не вытягивает на настоящие 720р разрешения – для PS3 версии большинство источников склоняются, что оно ближе к 640р, но нам это показалось небольшой проблемой. В конце концов, игра имеет великолепный дизайн и детализацию – она предоставляет самое лучшее интерактивное окружение в истории, и это ничто не может затмить. В игре не самая красивая графика, что вы когда-либо видели, но определенно она одна из самых впечатляющих.
Звук часто был весьма неоднозначным в предыдущих частях, особенно из-за того, что в подборе саундтреков была очень большая доля субъективности, а случайная природа эффектов всегда преобладала. Баланс между голосом и эффектами ударов был типичным недостатком каждой из GTA, и хоть отголоски этого все еще слышны в GTA IV, Rockstar постаралась разобраться с этой проблемой. Мы не приходим в восторг от саундтрека, но вероятно это потому, что мы не относимся к большим поклонникам современной музыки. Вероятно, большинству других игроков он покажется фантастичным, и каналов в этот раз больше, чем когда бы то ни было ранее. Более того, разработчики поработали над тем, что Либерти-сити теперь звучит как живой и дышащий организм, каким обычно являются большие города. Гудки автомобилей и крики пешеходов реалистичны и уместны, а упомянутые выше ударные эффекты (говорим мы об авариях или же оружейной стрельбе) стали лучше, чем прежде. Некоторые из них реальны до спазмов в желудке, им почти удается вызвать у вас тошноту, и это огромный плюс. Наконец, озвучка реплик актерами превосходна, так что нам практически не на что жаловаться в этой категории. И данная тенденция вам еще не раз встретится в этом ревю…
Одно слово мгновенно приходит на ум, когда мы думаем об игре в GTA IV: управление. Мы говорим здесь не об управлении самим персонажем, мы говорим о том, как мы играем. Прежде всего нам пришлось приспособиться к более управляемому стилю игры, и это лучший комплимент усилиям Rockstar по усилению реализма. В предыдущих частях нам зачастую могли подходить к миссиям в совершенно безбашенном стиле, зная, что скорее всего нам удастся выполнить миссию и смыться благодаря аркадному исполнению. В этот же раз все нужно контролировать куда более тщательно. Привлечение внимания никогда не является хорошей идеей и, благодаря невероятно улучшенной физике вождения и более строгим ограничениям на здоровье и физическую выносливость, вам часто нужно себя сдерживать. Конечно, вы по-прежнему можете вести себя в совершенно безумном стиле, где вам захочется, но вряд ли вам удастся в таких случаях избегать внимания властей хоть половину того времени, что было у вас в предыдущих играх GTA. Что лучше всего, (и это заключительный поклон реализму) ощущения, которые возникают при выполнении миссии, великолепны: мы ощущали себя взбудораженными, настороженными и, да, даже немного испуганными. Когда мы видим, что полицейская машина зажигает огни и трогается с места, это уже не вызывает больше улыбку: мы по-настоящему волнуемся.
Несомненно, ИИ по-прежнему не настолько хорош, как мог бы, но он гораздо лучше, чем когда-либо ранее в серии. Присутствуют несколько небольших ошибок: например, полицейские двигаются, когда им лучше бы этого не делать, создавая ощущение, что совершенно не разбираются в ситуации, а подружка вечно бежит вдоль машины, пытаясь обогнать ее и попасть на другую сторону. Но это и все, и мы всегда ощущали, что взаимодействуем с городом и персонажем, которые реальны насколько это возможно для видеоигры. Один из очевидно улучшенных аспектов игры – это физика вождения, которая ныне почти достигает уровня симулятора гонок/вождения. Машины сильно отличаются друг от друга (как и должны), торможение и повороты требуют определенных навыков опытного водителя, так что электронный тормоз быстро становится вашим лучшим другом. Но если вы слишком сильно на них положитесь и совершите ошибку, нажав кнопку R1 слишком резко, когда вы находитесь в этой высокомощной машине с задним приводом, и вас начнет крутить. Помните, что мы говорили о контролируемой игре? К вождению это относится, вероятно, больше, чем к любой другой части игры, и мы приветствуем эти изменения.
Во многом схоже с графикой, но в еще более впечатляющем масштабе, тонкие детали геймплея вводят игру в область «почти совершенства»: вы захватываете машину, и в полном восторге можете наблюдать, как предыдущий владелец вцепляется в дверную ручку, и несколько секунд волочится за машиной. Затем он отпускает ее, освобождая вас. Рэгдолльной физики здесь практически нет: когда вы тараните кого-то, он сгибается и падает в корчах, а если вы ударите достаточно сильно, он улетает, но не так, чтобы комично или физически неточно. Когда мы посещаем бар с нашей подругой, мы чересчур много выпиваем, и мир кружится и плывет перед нашими глазами. Да, мы были совершенно ошеломлены. Мы наблюдали шоу кабаре с полным вниманием, посещали боулинг, бильярд, мыли машину, метали дротики, встречались с девушками, совершали покушения на тех, кто оскорбил честь семьи, оглушали ничего не подозревающих противников, боролись с управлением ужасной машины во время интенсивной полицейской погони, удерживали на мушке надоедливых ублюдков, пожинали плоды своего труда и да, даже наслаждались видом заката на воде.
Это полноценные ощущения, сверху донизу. Сигнализация машин срабатывает, если вы ненароком их заденете, а некоторые средства передвижения будут замкнуты, вынуждая вас разбивать окно и закорачивать провода на вашем пути к свободе. Мы могли бы продолжать и продолжать этот список. Но в целях краткости, давайте на секунду сконцентрируемся на управлении (и на этот раз мы говорим именно об управлении персонажем). Главный персонаж, Нико, управляется лучше, чем когда-либо, и в первый раз инерция становится значимым фактором. Как и с вождением, система наведения – от рукопашного до дальнобойного оружия – прошла через впечатляющее обновление, что является прекрасной новостью для верных поклонников GTA. Вместо неудобного ручного наведения мы теперь имеем более уместный вид от третьего лица и механику «из-за плеча», которая работает чрезвычайно хорошо. Вы можете переключаться между целями, когда прицеливаетесь и даже перекрывать результаты автонаведения ручным прицеливанием, которое позволяет вам нацеливаться на определенные части тела. Более того, рукопашный бой также получил преимущества такого наведения, а враги реалистично реагируют на ваши удары. И наконец, прицел становится красным, если вы можете убить одним ударом этого оружия и сужается до красной точки, если вы подходите к кому-то без оружия и можете использовать оглушающий удар.
Камера не совершенна, особенно в узких зонах, но учитывая свободу и количество различных планов, которые предлагаются игроку, она остается одной из лучших камер, что мы видели в экшен-играх от третьего лица. Есть вид из машины, когда мы водим, несколько различных видов, когда бежим Нико, а переключение между различными видами осуществляется просто кнопкой Select. Единственная настоящая проблема, что была у нас – это то, что камера не возвращается автоматически за машину, когда вы быстро поворачиваете. Это означает, что вам придется вращать камеру правым аналоговым стиком, одновременно пытаясь рулить левым, что несколько усложняет процесс. Однако, вы быстро привыкаете к этому, так что мы не можем сказать, является ли это настоящей «недоработкой» или нет… если бы авто-возврат здесь был, появился бы хороший шанс, что в определенных сценариях он бы работал неправильно, так что, возможно, наличие ручного управления во всех ситуациях – это преимущество. Управление во время бега столь же просто, как и всегда: Нико может ходить, бегать, в том числе ускоренно, плавать и даже висеть на карнизах, так что он является весьма умелым и разнообразным персонажем.
Как мы уже сказали ранее, дизайн и размер города потрясающи, но способ подачи геймплея ничуть не хуже. Критические грани геймплея будут вам представлены во время множества ранних миссий, а ясные советы и инструкции будут всплывать, помогая вам, все это время. Так что во время первых нескольких часов вы научитесь подбирать предметы кнопкой L2 (и эти предметы должны умещаться в руках), закорачивать зажигание машины, перепрыгивать препятствия, привыкнете к рукопашному и огневому бою, освоитесь с вождением из пункта А в пункт Б и так далее, и так далее. Чем дальше вы продвигаетесь, тем больше вы узнаете, и вскоре вы сами сможете ориентироваться в большом пугающем городе. Даже NPC и прочие персонажи лучше теперь приспособлены к своему окружению, и мы дадим вам один пример: находясь на свидании, мы обнаружили, что дорогу преграждает низкая изгородь, которую, как мы знали, Нико может перепрыгнуть… но мы ожидали, что девушка просто врежется в изгородь. Однако, к нашей великой радости, мы увидели, что она перепрыгнула через изгородь, как настоящий спецназовец. Как только вы освоитесь с новой инерционной физикой, у вас вообще не будет проблем с управлением.
Сюжет всегда был весьма хорош в играх GTA, но в GTA IV сюжет несомненно гораздо более продвинут, чем обычно. Прямо со старта нам дают бросить взгляд на прошлое Нико, которое несколько туманно, а вскоре мы узнаем и о его стремлении отомстить. В истинном стиле криминального босса, вы поднимаетесь своими трудами по преступной лестнице, разбираясь со всеми видами преступных элементов. Что довольно странно, невзирая на тот факт, что Нико бывает безжалостным, он имеет смутное чувство о морали, которая просвечивает снова и снова. Он не принимает наркотики, он не стреляет во всех вокруг как маньяк, и хотя он определенно не имеет предубеждений против того, чтобы убить любого, ему нужна чертовски веская причина, чтобы это сделать. Ну, по крайней мере, это то, что касается сюжета. Между миссиями же вы вольны, как обычно, делать все, что вам захочется. Таким образом, наш парень скорее симпатичный протагонист (если вы сможете принять ту часть, что касается осознанных убийств), и это определенно меняет прежнее настроение. Наконец, говоря о настроении, история продвигается как раз в нужном темпе: нигде не возникает ощущения, что она затянута или, наоборот, слишком быстро движется. В ней есть даже все эти чудесные повороты, такие как предательство и моменты, когда по сюжету у вас открываются глаза, и это также можно лишь горячо приветствовать.
Поначалу нам казалось, что нам будет не хватать системы улучшения персонажа, которая была у нас в San Andreas, но, глядя в ретроспективе, эта механика все равно не была достаточно проработана. Было слишком легко оставаться перекачанным роботом, а особого смысла в том, что взрослый мужчина так плохо начинает водить машину и стрелять, все равно не было. Мы поняли концепцию – вы лучше разбираетесь в вещах, которые чаще делаете – но серьезным катализатором, как нам бы хотелось, она не стала и, честно говоря, в GTA IV она совершенно не нужна. По нашему мнению, она бы только отвлекала внимание от базового геймплея и мешала действию. Кроме того, GTA IV возмещает отсутствие системы умений наличием одного из лучших существующих мультиплейеров. Даже несмотря на то, что серверы PS3 несколько раз падали во время нашей игры, мы получили шанс сыграть в несколько различных режимов – из которых нашими любимыми стали Car Jack City и Bomb da Base – и все они играются прекрасно. Город поистине становится вашей площадкой для игр, а в зависимости от ваших партнеров могут происходить по-настоящему веселые вещи. Всего есть 15 режимов мультиплейера (ух-ты!), и часть из них даже предлагают кооперативную игру, что еще один большой плюс.
Подводя итоги, Grand Theft Auto IV – это шедевр. Это триумф возможностей разработки игр и ясная заявка на достижение невероятно амбициозного результата. Она не совершенна, но знаете что? Она чертовски близка к идеалу. Кто-то может смотреть на графические накладки и неприятные замедления игры, которые порой происходят (как-то раз Нико взламывал машину и внезапно начал двигаться как в огромном бассейне с желе) как на вопиющие ошибки, но вряд ли их можно назвать проблемами, сильно вредящими игре. Более того, они таковы, что некоторые могут счесть их просто милыми проявлениями эксцентричности серии GTA, и хотя мы не можем полностью с этим согласиться, мы можем быть уверены в одном: GTA IV дает именно те ощущения, какие нужно. Она настолько погружает в свою атмосферу, насколько это вообще возможно без применения настоящей трехмерной виртуальной реальности, и в мире открытой, но имеющей сюжет игры это – впечатляющее достижение. Персонажи и история интригуют и удивительно хорошо прописаны, действие всегда ждет за любым углом, и каждый раз, когда вы поворачиваетесь, есть на чем остановить взгляд.
Фреймрейт не ошеломляет – это не 60 fps – но на чуть меньших цифрах, чем 30, он все равно прекрасно справляется. Возникают некоторые проблемы, когда вы движетесь слишком медленно или вращаете камеру слишком быстро, но ничего такого, что бы существенно влияло на геймплей. Наконец, ошеломительная детализация и не одно глобальное улучшение как в техническом, так и в артистическом аспекте игры объединяются, создавая просто ошеломительные ощущения. Вы можете считать, что вы просто не фэн GTA. Вам не нравились предыдущие игры: они просто не в вашем стиле. Ну, мы не считаем себя вправе указывать вам, каковы должны быть ваши личные предпочтения, но GTAIV – одна из лучших когда-либо сделанных игр. В истории. Нет ничего совершенного, но данная игра подходит настолько близко к истинному совершенству, насколько это возможно, принимая во внимание всю комплектацию. Окажите себе услугу и сыграйте в эту игру. Как можно скорее.
|