Too Human – это игра, которая восхитит одних, смутит других и оставит третьих в недоумении, о чем здесь вообще говорить. Она является первой частью новой трилогии от Silicon Knights, создателей таких хитов, как Eternal Darkness и Metal Gear Solid: The Twin Snakes. С такой поддержкой, от эксклюзива для Xbox 360 ждали очень многого. Получилась же – вполне хорошая игра, самым большим недостатком которой явилось недовыполнение обещаний из-за некоторых сомнительных дизайнерских решений. Во всяком случае, в одном можно быть уверенным. Если вы обожаете собирать разное случайное барахло с противников, вам надолго найдется, чем себя занять.
Too Human описывает мир, где скандинавская мифология сталкивается с научной фантастикой. Вы играете роль Бальдура, одного из богов Асов, который взял на себя задачу защиты и помощи человечеству в жестокой и давней войне с машинами. Асы – это не простые боги. Они обратились к кибернетическим имплантам, которые помогают им в этой битве, и используя это обстоятельство, Silicon Knights пытаются изучить наши отношения с технологией и зависимость от нее. Игра начинается с обычной охотой на бродячую машину, с намеком названную GRNDL (Грендель – чудовище, с которым сражался Беовульф), но затем рассказ смещает фокус к борьбе между богами.
Эта история включена прямо в геймплей, со всеми этими воспоминаниями, интерактивными роликами и прочими проявлениями сюжета, которые вываливаются на вас без всяких там загрузочных экранов. Это обстоятельство великолепно справляется с тем, чтобы погрузить вас в игру, несмотря на то, что сюжет нельзя отнести к особо легко понимаемым, а многие считают его скорее дурацким, чем великолепным. И, будучи первой частью трилогии, он завершается открытым финалом, который приготавливает сцену для дальнейшего. В истории есть свои выдающиеся моменты, и она прекрасно интегрирована в два радикально отличающихся мира, но если вам хочется эпической саги, которая проберет вас до глубины души, лучше найти другую игру.
Too Human использует схему управления с двойным аналоговым стиком, где один стик контролирует движение Бальдура, а второй занимается атаками. Те, кто знаком с такими шутерами, как Geometry Wars, несомненно узнают концепцию – только эта игра не аркадный шутер. Too Human – это Action-RPG от третьего лица, которая позаимствовала многое у таких игр, как Diablo, где сборка барахла – преобладающая часть геймплея. Указанная настройка управления может потребовать некоторого времени на привыкание, но не так уж много времени пройдет, пока вы осознаете всю ее простоту. Просто укажите стиком в сторону врага, которого собираетесь атаковать, а игра возьмет на себя все остальное. Не нужно запоминать комплексные комбинации – даже самые продвинутые приемы не требуют большего, чем пара движений стиком. Завершают список атакующих опций специальные приемы, которые закреплены за лицевыми и кнопками бампера, а также пушки, которые стреляют с помощью триггеров.
Такое достаточно простое управление может освоить любой, независимо от своих игровых умений, но оно имеет свою цену. Раз оба аналоговых стика заняты, прямого способа для игрока, чтобы контролировать камеру, нет. Кто-то может сказать, что это только добавляет ощущения кинематографичности к происходящему, но я отношусь к той группе, которая считает, что раз мне не дают контролировать камеру, лучше бы внешнее управление ею было безупречным. А камера в Too Human не безупречна. Если вы двигаетесь по прямой от одного сражения с врагом до другого, все в рамках приличия. А вот если вы возвращаетесь, подходите близко к стене или пытаетесь двигаться в направлении, которое камера не считает важным – у вас будут проблемы. Вы можете вернуть камеру вам за спину с помощью нажатия на кнопку и подстроить, насколько близко или далеко она будет от вашего игрока, но этих способов недостаточно, чтобы камера по временам не вызывала вашего раздражения.
Уникальная схема контроля и иногда напрягающая камера недостаточны, чтобы отпугнуть целевую аудиторию игры – маньяков сбора вещей. Практически любое столкновение в игре заканчивается тем, что перед вами остается в награду кучка случайных вещей. Новое оружие и броня падают с такой регулярностью, что вам придется провести хорошую часть времени из 12-15 часов игры, которые требуются, чтобы пройти Too Human, среди меню, одевая вашего персонажа. Если вы относитесь к тем игрокам, которым нет ничего лучше, чем тратить часы на поиск идеального набора предметов и настройку своего аватара в соответствии с тем, как вы хотите, чтобы он выглядел и вел себя, Too Human – ваша игра.
Возможности и глубина настройки персонажа здесь действительно впечатляют. Есть пять различных классов персонажей, которые занимают весь диапазон от атакующей машины разрушения, от которой враги отлетают, как мячик от стенки – Берсеркера, до ориентированного на лечение Биоинженера. У каждого есть свои сильные и слабые стороны, а игра радикально меняется для каждого из них. Коммандо лучше не ввязываться в драку, используя дистанционные атаки. Чемпион – мастер по жонглированию врагами в воздухе. Защитник – это классический танк, который принимает на себя колоссальные удары, оставаясь на ногах. Выбор класса для игры определяет, как вы будете подходить к каждому бою.
Дальнейшая специализация каждого класса происходит благодаря ветвящемуся дереву умений, которое позволяет вам выбрать, какой именно метод атаки и защиты лучше всего подходит вам. Добавьте также руны, которые можно вставлять в слоты брони и оружия для добавления положительных эффектов, а также магические украшения – и у вас на руках глубокая система настройки. Тут столько всего, и вам дается так мало, говоря об обучении и объяснении, что это ошеломляет почти до испуга, когда вы в первый раз начинаете играть.
А вот что совсем не ошеломляет – это дизайн уровней. Too Human благодаря им почти линейна. Игра состоит из четырех этапов, явно спроектированных инженером, который специализировался на прокладке автомагистралей. Фон и графика зон весьма впечатляет, но все эти зоны далеко не так интересны, когда дело касается геймплея. Каждый уровень имеет несколько секретов, которые можно найти, и небольшие выходы в киберпространство (регион, посвященный дикой природе, в противопоставление высокотехнологичному реальному миру), где вы можете найти больше сокровищ, но в целом они представляют линейные треки от одной группы монстров до другой.
Интересного исследования здесь не сыщешь, но зато места, которые вы посещаете, выглядят весьма неплохо, а работа со звуком весьма впечатляет. Анимация не относится к числу самых плавных, но графика весьма хороша, особенно когда вы задумаетесь о том, какое количество контента передается в фоне, чтобы избежать экранов загрузки. Silicon Knights явно стремились создать кинематографические ощущения для Too Human, и внешний вид вместе со звуком очень многое добавляют в этом отношении. Озвучка великолепна и музыка высшего качества. В вину игре можно поставить лишь несколько звуковых багов (однажды во время разговора внезапно отрезало часть реплики, а члены отряда ИИ продолжают говорить даже после смерти), ну и повторяющиеся боевые разговоры тоже не впечатляют.
Но вот вам наихудшее: чтобы пройти Too Human, нужно просто вложить время. Не пройти ее просто невозможно, благодаря (если можно так выразиться) нескольким дизайнерским решениям, которые в итоге поставили меня перед вопросом, зачем вообще играть в эту игру. Наказание за смерть почти отсутствует. Потеряйте все свое здоровье, и вам просто придется подождать во время анимации, когда валькирия приносит вас назад, лишь со слегка поврежденной броней (она в принципе не может быть повреждена так, чтобы ее нельзя было восстановить и она пропала). Игра после этого помещает вас точно на то место, где вы были перед смертью, даже если вы бились с боссом. Это делает два из пяти классов достаточно бесполезными по ощущениям. Кому нужен высокий уровень защиты или способность исцеления, если смерть не имеет значения?
Более того, игра усиленно концентрируется на повышении уровня вашего персонажа и одевании его в лучшее оборудование, но затем подгоняет врагов и предметы, что с них падают, под ваш уровень. Радость от того, что вы находите вкусное оружие, почти утеряна – вы становитесь сильнее, но очень скоро то же происходит и с врагами. Порой вы находите оружие, которое выглядит ошеломительно, но недоступно вам, пока вы не достигнете определенного уровня. Но к моменту, когда вы его достигнете, оно оказывается просто обыденной находкой. Этот авто-левеллинг вредит практически любому аспекту игры, потому что, сколько бы времени вы не уделяли сравнению текущих характеристик каждого свеженайденного оборудования с прошлыми, вы никогда не будете чувствовать себя по-настоящему крутым. Поскольку каждое столкновение представляет примерно один и тот же уровень усилий, ни одно даже не воспринимается как специальное или запоминающееся. Ничто из того, что вы делаете, ничего по ощущениям не меняет, так что любое чувство удовлетворения существенно приглушается. После того, как я поиграл достаточно долго, я даже почти перестал заглядывать в инвентарь или манипулировать рунами и магией. Потому что по ощущениям это все бессмысленно.
Очень странно, что так много факторов сошлись вместе так, чтобы ваши действия не имели значения, потому что Too Human явно ориентирована на то, чтобы быть игрой, в которую вы играете снова и снова. Как только вы прошли игру, вы можете вернуться и переиграть любую секцию, чтобы продолжить повышать уровень вашего персонажа или же начать новую кампанию с другим классом. Если вам хочется поднять каждый класс до максимального уровня, вам предстоит совершенно безумное число часов геймплея.
Есть здесь и кооперативный онлайновый режим на двух человек, который убирает сюжет и состоит из простого действия в более случайных столкновениях с врагами. Можно однозначно утверждать, что Too Human при игре с другом куда интереснее. Здорово наблюдать, как вы подбрасываете врага в воздух, а друг их уничтожает, но это только начало. Мало того, что вы теперь не смотрите все эти сюжетные ролики, которые интересны только для первого раза, но вы также можете меняться вещами с друзьями и использовать несколько групповых умений, которые делятся всей группой. Ощущение такое, что именно для такой игры и задумывался продукт, хотя, конечно, неизбежны проблемы, если новичок объединяется с экспертом. Игра выставляет свой уровень на несколько уровней выше сильнейшего игрока, так что новичку остается в основном лишь постоянно умирать.
Конечно же, Too Human была бы еще веселее, будь у нее кооперативный режим на трех, четырех или пятерых человек. Она практически умоляет, чтобы игроков было больше. Если нас чему-то и научили MMO, так это тому, что радость от похвальбы и торговли редким оборудованием растет экспоненциально по мере роста группы. В той же степени растет и значимость групповых умений. Возможно, Биоинженер не был бы таким бесполезным, если бы мог лечить более одного человека. Очень жаль, что игра так ограничена в этом отношении, потому что если бы она представляла больше социального взаимодействия, это могло бы сделать Too Human чем-то особенным.
Итоговые комментарии
Хоть Too Human имеет много хорошо выполненных элементов, ощущение такое, что каждый из них имеет свой негативный противовес. Возможности подстройки персонажа и прекрасная система классов и умений относится к таким вещам, которые стоят того, чтобы строить на них многие игры. А затем все это сводится почти до нуля тем фактом, что смерть не имеет значения, а все враги подстраиваются под ваш уровень. Игра просто не дает чувства достижения чего-то. Если вы относитесь к игрокам, которые обожают одевать персонажа и готовы пересечь всю землю для получения одного эпического сокровища с монстра – Too Human приведет вас в восторг. Для всех же остальных – это вполне неплохая игра, которая развлечет вас до появления очередного большого релиза.
|